В столице гадают, почему 15 мая не были открыты две новые станции подземки – «Достоевская» и «Марьина роща» Люблинской линии. Планируется, что откроют их 29 мая. Официальные причины переноса пока не называются, пресс-служба метрополитена предпочитает отмалчиваться. А поскольку нет официальных заявлений, информацию поставляют неофициальные источники по мнению которых перенос сроков открытия станций связан с фресками на «Достоевской» – слишком агрессивных. Со сценами убийства топором и прочим мраком и насилием из романов Фёдора Михайловича Достоевского
Строительство «Достоевской» было начато ещё в прошлом веке: в середине 90-х годов в районе нынешней улицы Достоевского, – именовавшейся когда-то Божедомка – именно на ней родился знаменитый русский писатель, – у театра Советской армии стали активно копать. А эскизы фресок для станции были сделаны в 1991 году и утверждались в Главном архитектурно-проектном управлении города. Потом строительство заморозили на долгие годы. Возобновили его в 2007 году, а в 2009 обещали уже открыть готовую станцию. Но сроки открытия перенесли по причине нехватки средств. Решили, что «Достоевская» будет открыта 15 мая – в день 75-летия метрополитена.
В начале мая в блогах появились фотографии интерьера недостроенной станции «Достоевская», в том числе и мозаики со сценами из произведений «преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Особое внимание интернет-пользователей привлекли несколько панно, на одном из которых изображено убийство Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы и её сестры. Мрачная фигура убийцы с топором над головой нависает над уже бездыханной Анной Ивановной, распростёртой у ног Раскольникова. А сам Родион замахивается на сестру убитой им старушки. Вторая картина не менее пугающа: ещё один персонаж Достоевского стоит с пистолетом у виска. Смертью и насилием веет и с других мозаичных полотен. Блогеры недоумевали: по каким неведомым причинам для оформления станции отобраны именно подобные сцены? Ведь наверняка «Достоевская» со столь мрачной атмосферой, – пусть и оформление станции, безусловно, интересное, – станет местом паломничества самоубийц.
Масла в жаркий огонь дискуссий блогеров подлили и психотерапевты. В интервью GZT.RU такие опасения подтвердил психотерапевт Михаил Виноградов:
- Нарочитый драматизм создаст определенную негативную атмосферу и привлечет людей с извращенной психикой,- заявил Виноградов. – Достоевского, конечно, в радужных тонах не подашь, но наверное, можно было взять другие узнаваемые сюжеты, без злодейства. Как говорят моряки: как корабль назовешь, так он и поплывет. Когда мы создаем что-то, то закладываем в это энергетику — радости, горя, кошмара. Не зря говорили: там, где обычный человек сможет уместить пару калош, Достоевский сможет уместить целую драму.
Затем поползли упорные слухи, которые подтвердила газета «Известия», что строящуюся «Достоевскую» посетил сам начальник подземки Дмитрий Гаев. Он поднял вопрос о необходимости демонтажа мозаик – раз, мол, народ против, то стоит убрать такие изображения. Чтобы не травмировать ничью психику. Из его визита и был сделан вывод, что открытие «Достоевской» перенесли по причине «художеств».
Против демонтажа фресок выступает главный архитектор метрополитена Николай Шумаков. В интервью газете он заявил, что ситуация с «Достоевской» – тревожная:
- Над художественным оформлением работал художник Иван Николаев, представитель известного художественного рода Лансере-Бенуа-Серебряковых. Его называют «Пиросмани наших дней». Он участвовал в оформлении целого ряда станций, в том числе «Боровицкой» и «Отрадного». К тому же работы Николаева по стилистике очень близки произведениям Достоевского. Их ни в коем случае нельзя убирать.
Сам Иван Николаев категорически не согласен с обвинениями во мрачности своих работ:
- Станция сдержанная, строгая, серьезная, но мрачности в ней нет. Я не считаю, что монументальная живопись является лишь способом украшения. В ней неизбежно должен существовать нравоучительный момент. Я не собирался делать из Федора Михайловича «паиньку». И не вижу криминала в том, что в общественном помещении, каким является метро, я честно и ясно попытался изложить ключевые и самые зрелые его произведения – «Бесы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
По мнению художника, демонтировать панно – «преступление и невежество». А предложения поправить изображения, сделав их более жизнерадостными равносильны тому, если бы Репина попросили «пририсовать улыбки на картину «Иван Грозный убивает своего сына».
Что случится со спорными изображениями – москвичи узнают 29 мая, когда состоится открытие «Достоевской» и «Марьиной рощи».
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.